Что такое аднексит, по каким причинам он развивается и как лечится

Аднексит – острое или хроническое воспаление, затрагивающее все придатки матки. Это распространенное гинекологическое заболевание.

Воспалительный процесс способен возникать в яичниках и маточных трубах с одной или обеих сторон. При появлении первых клинических признаков необходимо записаться на консультацию к гинекологу. Своевременное лечение предотвращает развитие потенциальных осложнений.

Причины аднексита

Гинекологическое заболевание развивается в результате проникновения патогенной микрофлоры в фаллопиевы трубы с током крови или через влагалище и матку. Основные возбудители – стафилококки и стрептококки. Патология может возникнуть на фоне послеоперационных осложнений или ранее перенесенных инфекций. Привести к острому воспалению придатков способна установка внутриматочной спирали, эндоскопия и другие гинекологические манипуляции.

Диагностика

Постановка диагноза осуществляется на основании жалоб пациентки, пальпации, результатов дополнительных исследований. При проведении гинекологического осмотра врач отмечает болезненность в области придатков. Яичники и маточные трубы четко не определяются. Консистенция органов тестообразная. При хронизации воспалительного процесса образуются спайки, и ограничивается подвижность внутренних структур.

Обследование при помощи зеркал позволяет диагностировать эндоцервицит и патологические выделения.

При необходимости гинеколог назначает дополнительные методы исследований:

• расширенный клинический анализ крови;
  • УЗ-диагностику;
  • микробиологические тесты;
  • лапароскопию;
  • рентгенографию;
  • гистеросальпингографию с контрастом.

Доктор в обязательном порядке уточняет у пациентки, не предшествовали ли старту болезни аборт, осложненные роды или другие гинекологические вмешательства.

Услуги клиники «Ренессанс»

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ

ЛАЗЕРНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ

ОФИСНАЯ ГИСТЕРОСКОПИЯ

Острый аднексит

При данной форме патологии происходит двустороннее поражение придатков. Диагностируется активное бактериальное воспаление в тканях маточных труб и яичников. Параллельно может наблюдаться воспалительный процесс в матке.

Симптомы острого аднексита

Заболевание сопровождается нарушением менструального цикла. Клиническая симптоматика ярко выражена:

• Ноющая или пульсирующая острая боль в проекции яичников. Дискомфорт настает во время менструации и овуляции, при интенсивной физической нагрузке или переохлаждении.
  • Появление слизистых и гнойных выделений из влагалища.
  • Нарушение регулярности цикла. Длительное отсутствие месячных.
  • Общая интоксикация организма. Гипертермия. Хроническая слабость.
  • Нарушения пищеварения, снижение аппетита.
  • Развитие цистита.

При возникновении любых из указанных клинических симптомов, необходима консультация гинеколога. Доктор проведет дифференциальную диагностику и назначит лечение.

Стадии развития

Патология развивается поэтапно:

• Острый воспалительный процесс без раздражения тазовой брюшины.
  • Воспаление, затрагивающее область таза.
  • Острый аднексит, абсцедирование.
  • Перфорация гнойного очага в половые органы или брюшную полость.

Выделяют две фазы развития заболевания:

1. Токсическая. Характеризуется появлением симптомов общей интоксикации, преобладанием аэробной микрофлоры.
  2. Септическая. Присоединение анаэробных микроорганизмов, нарастание тяжести состояния, развитие тубоовариального абсцесса.

Лечение острого аднексита

Своевременно начатая терапия гарантирует полное выздоровление женщины и восстановление функции репродукции. Развитие гнойного процесса значительно уменьшает шансы на нормальное функционирование репродуктивной системы.

Лечение острой формы заболевания проводится амбулаторно или в условиях стационара. Оно направлено на уменьшение проявлений интоксикаций, борьбу с возбудителем и улучшение самочувствия пациентки.

Врачи клиники «Ренессанс» используют в своей практике следующие методы:

• Антибактериальную терапию. Лекарственные средства вводятся пероррально или инфузионно.
  • Прием противовоспалительных и обезболивающих препаратов.
  • Применение вагинальных свечей и таблеток.
  • Лапараскопия. При гнойном воспалении придатков.
  • Хирургическое удаление пораженных органов.
  • Физиопроцедуры. Направлены на снижение риска образования спаек.

Наши гинекологи

Запишитесь к нашим специалистам

Хронический аднексит

Без своевременного лечения происходит процесс хронизации. Заболевание приобретает латентное течение с периодическими эпизодами обострения. В этот период у пациентки наблюдается гипертермия, появляются патологические выделения из влагалища, нарастают симптомы интоксикации. Острый период длится пару дней, затем симптомы исчезают. Остается дискомфорт и тянущая боль внизу живота. Иногда она иррадиирует в мочевой пузырь или прямую кишку.

Пациентки приходят на прием к гинекологу со следующими жалобами:

• дискомфорт при половом акте;
  • длительное нарушение менструального цикла;
  • дисфункция ЖКТ;
  • нет полового влечения;
  • ухудшение трудоспособности;
  • невроз;
  • нарушение функции мочеиспускания.

Появление указанных клинических проявлений является поводом для обращения в клинику.

Варианты течения

Развитие патологии проходит по разным схемам:

• Увеличение экссудативных процессов в придатках. Сопровождается усилением болевого синдрома, появлением гнойных выделений, лабораторными изменениями крови.
  • Ухудшение работоспособности, нарушение функционирования эндокринной системы и сосудов. Женщина плохо себя чувствует, становится нервной.

При отсутствии терапии есть риск развития бесплодия.

Лечение хронического аднексита

Первоначально проводится антибиотикотерапия. В некоторых клинических ситуациях рекомендуется длительный прием гормональных средств. В качестве поддерживающей терапии используют:

• физиотерапевтические методы воздействия;
  • санаторно-курортное лечение.

При отсутствии эффекта от консервативной терапии принимается решение о хирургическом вмешательстве.

Профилактика

Предотвратить развитие заболевания позволит ранняя диагностика ИППП и регулярные профилактические осмотры у гинеколога. Сексуально активным женщинам рекомендуется ежегодный скрининг на гонорею и хламидиоз. Необходимо применять барьерные методы контрацепции и своевременно лечить гинекологические заболевания.

• Панкова Алина Александровна

Врач-акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, гинеколог-хирург

Получите ответы на свои вопросы!