Миома матки - Клиника РЕНЕССАНС.

Миома матки – это опухоль матки, развивающаяся из мышечных волокон и соединительной ткани. В некоторой медицинской литературе вы можете встретить и такие понятия, как «фиброма», «лейомиома», что означает одно и то же.

Общие сведения

Миома матки представляет собой уплотнение, как правило, круглой формы и, по данным последних исследований, зависит от состояния иммунной и гормональной систем женского организма. При этом миома никогда не содержит в себе раковых клеток и является доброкачественной опухолью, которая с успехом поддается лечению. Если лечение проводится своевременно, заболевание не имеет негативных последствий для здоровья женщины.

Миомы бывают разного размера: от совсем небольшого уплотнения, которое можно зафиксировать только с помощью УЗИ, до большой опухоли, весящей около килограмма и легко прощупываемой при гинекологическом обследовании. Располагаться миомы могут в разных отделах матки.

• Если рост узлов миомы происходит по направлению к полости матки, под слизистой оболочкой, врачи говорят о субмукозной миоме матки.
    • Если узел находится в стенке матки, говорят об интерстициальной миоме матки, или межмышечной миоме. Пока она имеет небольшой размер, женщина не ощущает никаких болезненных симптомов, однако по мере роста, миома может деформировать полость матки или же давить на маточную трубу, сжимая ее и вызывая боль.
    • И, наконец, – субсерозная миома. Она развивается на поверхности в области брюшины, имея либо широкое основание, либо длинную ножку.

Чаще всего (95% случаев) миомы матки бывают множественными и располагаются в теле матки. В 5 % случаев опухоль заключена в шейке матки.

Стоит отметить, что у молодых девушек заболевание встречается очень редко. Чаще ему подвержены женщины после 35–40 лет. С наступлением менопаузы миома перестает разрастаться и постепенно подвергается обратному развитию — регрессу. Кроме того, опухоль никогда не образуется до периода полового созревания. Миома матки наблюдается у 15 – 20 % пациенток, обратившихся с соответствующими жалобами и симптомами, и выявляется у 2 % женщин при профилактическом гинекологическом осмотре. Примерно в половине случаев обнаруживаемая миома развивается уже давно, поэтому для ее устранения требуется оперативное вмешательство. Имеет ли смысл доводить до операции или много проще и дешевле посещать гинеколога один раз в полгода?

УСЛУГИ В ОТДЕЛЕНИИ ГИНЕКОЛОГИИ

Интимная пластическая хирургия

Лазерная гинекология

Оперативная гинекология

Предпосылки

1. наследственная предрасположенность (наличие миомы матки у прямых родственниц);
  2. нарушения менструальной функции;
  3. нарушение репродуктивной функции (бесплодие, невынашивание беременности);
  4. нарушение обмена веществ (ожирение, сахарный диабет);
  5. неоднократные аборты и диагностические выскабливания;
  6. внешние факторы – плохая экология, курение, стрессы.

Причины

Основной причиной миомы матки уже давно считается нарушение в деятельности яичников, при котором выделяется излишнее количество эстрогенов. Принято считать, что именно эти гормональные вещества могут спровоцировать рост и развитие узлов миомы в матке.

Миома матки

В самом начале заболевания миома матки практически никак не проявляет себя. Ее можно обнаружить только при периодическом профилактическом осмотре у гинеколога -. матка выглядит более плотной и увеличенной. Должно насторожить также увеличение количества менструальных выделений и самой продолжительности менструаций.

Научным языком это явление называется меноррагией. Кровотечения со временем становятся все более обильными. Опасность меноррагии заключается в том, что она способна привести к анемии. Увеличение количества выделений говорит о том, что из-за миомы мышцы матки сокращаются все хуже и хуже, и это требует квалифицированного медицинского вмешательства. На фоне меноррагии может наблюдаться и другой
тревожный симптом миомы матки – ациклические маточные кровотечения (метроррагии).

Наряду с кровотечениями, для миомы матки характерен и болевой синдром, причем характер болей может быть самым различным. Как правило, они локализуются в нижнем отделе живота и пояснице. Если происходит нарушение кровообращения в миоматозном узле, боли бывают острыми и внезапными . При больших размерах опухоли и ее медленном росте, женщина испытывает ноющую и тянущую боль, обычно на протяжении всего менструального цикла. Схваткообразные боли характерны для случаев, когда опухоль разрастается в слизистой оболочке матки.

Важное место среди симптомов миомы матки занимают нарушения функции соседних органов, в частности , мочевого пузыря и прямой кишки. Если миома матки растет в сторону этих органов, в них появляется чувство сдавления. Отсюда возникают проблемы с мочеиспусканием – оно становится более частым и вместе с тем затрудненным. Не редкость и возникновение хронических запоров, связанных с давлением опухоли на
прямую кишку. Если вы наблюдаете подобные симптомы, следует идти не только к урологу, проктологу или гастроэнтерологу, но обследоваться в первую очередь у гинеколога. Хотя хороший уролог никогда не ограничивается собственным обследованием и направляет женщину к гинекологу.

Случаи перерождения миомы в злокачественную составляют менее 1 % от всего количества заболеваний и возможны лишь при отсутствии какого бы то ни было лечения.

НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА

Диагностика

Диагностика миомы матки довольно проста. Когда заболевание достигло определенной стадии, поставить диагноз «миома матки» можно и с помощью обычного гинекологического осмотра, при котором легко выявить увеличенную в размерах матку плотной консистенции, часто имеющую бугристую поверхность. В некоторых случаях, особенно если женщина жалуется на обильные менструальные кровотечения, требуется УЗИ – ультразвуковое исследование для уточнения диагноза. С его же помощью можно определить локализацию миоматозных узлов, их плотность и размер.

Одной их самых эффективных и современных методик при диагностике миомы матки является гистероскопия – осмотр полости матки с помощью специального оптического прибора. Основное достоинство гистероскопии заключается в том, что она позволяет одновременно с выявлением и устранять опухоль определенной локализации.

• Терапевтический метод лечения:

Терапевтический метод лечения миомы матки представляет собой прием лекарственных средств, направленных на купирование заболевания. Его основу составляют гормональные препараты, в частности производные прогестерона, которые тормозят рост и развитие опухоли.
Однако медикаментозные средства пока еще не в состоянии полностью устранять опухоль. Терапевтический метод лечения подходит женщинам старшего репродуктивного и постменопаузального возраста. В более раннем периоде эта методика применяется гораздо реже и лишь в ситуациях, когда необходимо отсрочить оперативное вмешательство для удаления миомы матки.

• Хирургическое вмешательство:

Хирургическое вмешательство при миоме матки во многом зависит от возраста женщины, размера миоматозных узлов и осложнений. Основными показаниями для направления на операцию являются:

1. большие размеры миоматозных узлов и их быстрый рост;
    2. выраженный болевой синдром, сопровождающий миому матки, который с течением времени может привести к потере трудоспособности женщины;
    3. миома матки в сочетании с эндометриозом или опухолью яичника. В подобных случаях одно заболевание создает благоприятные условия для быстрого развития другого, и успешное лечение эндометриоза возможно лишь при предварительном удалении миоматозных узлов;
    4. нарушение питания миоматозного узла, его некроз. Для подобного состояния характерны жалобы на болезненность матки при пальпации. Некроз миомы сопровождается такими общими симптомами, как чувство усталости, повышенная температура, острые боли, часто заставляющие женщину соблюдать постельный режим;
    5. давление миомы на мочевой пузырь или прямую кишку, что приводит к функциональным нарушениям в организме;
    6. наличие субмукозного узла, что само по себе служит серьезным поводом для оперативного вмешательства даже без предварительных попыток применения терапевтического метода лечения миомы матки;
    7. злокачественное перерождение узла.

При выборе метода оперативного лечения учитывается возраст пациентки, ее общее состояние, состояние репродуктивной системы и некоторые другие параметры.

Существует два способа проведения операции с целью лечения миомы матки — консервативный, который позволяет сохранить матку, и радикальный, когда матка либо удаляется полностью, либо сохраняется только шейка матки. К органосохраняющей операции относится миомэктомия. Она представляет собой «вылущивание» миоматозных узлов и используется при субсерозном расположении узлов. Данная операция сохраняет у женщины возможность беременности, однако не гарантирует отсутствие рецидивов. С использованием современных методик и лекарственных препаратов возможность повторения заболевания сводится к минимуму, но при этом всегда остается небольшой процент риска. Впрочем, при дальнейшем постоянном наблюдении у специалистагинеколога, появляется возможность вовремя купировать начинающийся рецидив и не дать ему развиться.

В последнее время такие операции, как консервативная миомэктомия или надвлагалищная ампутация матки, производятся при помощи лапароскопии. Преимуществом лапароскопии является значительное уменьшение операционной травмы (нет разреза передней брюшной стенки), значительное облегчения спаечногоый процеса, хороший косметический эффект. При лапароскопии легче протекает послеоперационный период,
быстрее восстанавливается работоспособность.

Новой методикой в оперативном лечении миом является миомэктомия с использованием гистероскопии. Она разработана специально для лечения субмукозных миоматозных узлов у женщин, которым необходимо сохранить матку для дальнейшего наступления беременности. При этом миома удаляется за один сеанс с помощью лазера при визуальном контроле врача. Операция может проводиться под местной анестезией и не требует длительной госпитализации, как того требует традиционная миомэктомия. С этой же целью можно произвести эмболизацию маточных сосудов – эффект будет даже более радикальным, однако высокая стоимость метода существенно удорожает лечение.

Профилактика

Кроме общих рекомендаций по соблюдению рационального режима жизни, предупреждению распространенных болезней в детском и взрослом возрасте, играют роль исключение абортов, своевременная коррекция гормональных нарушений, адекватное лечение гинекологических заболеваний.

Важна также своевременная реализация репродуктивной функции. Первые роды рекомендуются в 22 года, вторые в 25 лет, последующие планируемые роды до 35 лет.
Поздние первые роды приводят к преждевременному старению миоцитов, снижению способности к растяжению и сокращению. Р Появлению миом способствуют аборты и воспаления.

Миомы матки чаще всего обнаруживаются в возрасте 30–35 лет, когда суммируются действия повреждающих факторов.

Необходимо сохранять первую беременность, особенно у молодых женщин с так называемой наследственной миомой. Аборт вызывает рост миоматозных узлов и из микроскопических узлов интенсивно формируются растущие миомы. Следует избегать чрезмерного ультрафиолетового облучения, повышенных температурных воздействий, особенно после 30 лет. При наличии наследственного риска (фибромиома матки у матери и близких родственниц) опухоль развивается на 5–10 лет раньше, т.е. в 20–25 лет.

• Покидько Татьяна Николаевна

Врач-акушер-гинеколог, Врач-ультразвуковой диагностики