Рубрики

Патология шейки матки

Общие сведения

Распространённые виды патологии шейки матки — эрозия, лейкоплакия и эритроплакия. К патологиям относятся также сопутствующие гинекологические заболевания.

Эрозия шейки матки — диагноз, известный многим женщинам. Эрозия представляет собой клеточное изменение слизистой вокруг зева шейки матки. Это явление наблюдается у 40% женщин, в половине случаев у молодых женщин до 25 лет. Нередко оно выявляется у женщин, считающих себя совершенно здоровыми. Причины возникновения эрозии многообразны. Это и воспалительные процессы, и гормональные нарушения, и травмы шейки при абортах и в родах. Эрозия может существовать долго, пока не устранены процессы, ставшие причиной ее возникновения. В то же время она и сама поддерживает воспалительный процесс в шейке матки. Часто сама по себе эрозия не вызывает никаких жалоб, симптомы обычно определяются сопутствующими гинекологическими заболеваниями.

Лейкоплакия шейки матки — это избыточное ороговение эпителия, которое выглядит при осмотре как белая бляшка.

Эритроплакия шейки матки — это истончение эпителия, которое при осмотре выглядит как красное пятно.

Все они могут явиться фоном для возникновения рака шейки матки. Поэтому обязательно нужно пройти обследование у врача-гинеколога и выбрать метод лечения.

Диагностика

В настоящее время гинекологический осмотр женщин не обходится без кольпоскопии — одного из ведущих методов обследования женских половых органов, сущность которого состоит в осмотре состояния эпителия шейки матки и влагалища с помощью оптического прибора — кольпоскопа (бинокуляра, снабженного сильным источником света).

Кольпоскопия позволяет уточнить характер патологических изменений влагалища и влагалищной части шейки матки, что очень важно для ранней диагностики злокачественных опухолей.

Чаще всего применяют следующие виды кольпоскопии:

1. простая кольпоскопия — без использования медикаментозных средств;
  2. расширенная кольпоскопия – осмотр слизистой шейки матки с применением различных специальных тестов. Это один из высокоинформативных методов диагностики патологии шейки матки и влагалища.

Задачи кольпоскопии:

• оценить состояние слизистой шейки матки и влагалища;
  • выявить очаг поражения;
  • дифференцировать доброкачественные изменения от подозрительных в отношении злокачественности;
  • осуществить прицельное взятие мазков и биопсии, что существенно повышает информативность последних.

При кольпоскопическом исследовании выявляются: воспаление, атрофия, язва, полипы и другие заболевания шейки матки.

Кольпоскопия

В настоящее время существуют разные методы лечения заболеваний шейки матки:

1. химическая деструкция проводится с помощью смеси различных кислот, обладающих коагулирующим действием. Этот метод достаточно прост в применении, не требует специального оборудования. Однако действие препарата поверхностно, поэтому возможен рецидив заболевания.
  2. диатермоэлектрокоагуляция (ДЭК) широко доступна и часто применяется на практике. Однако при этом методе сильно повреждаются окружающие здоровые ткани, могут образоваться грубые рубцы. Процедура довольно болезненна, заживление длительно, могут обостриться хронические воспалительные процессы придатков, возникнуть кровотечение при отторжении струпа. Возможны рецидивы. Рубцы после ДЭК могут вызвать осложнения при последующих родах и привести к необходимости кесарева сечения.
  3. криодеструкция — это разрушение патологического очага низкими температурами. В качестве охлаждающего агента используется жидкий азот. К преимуществам относятся: безболезненность, бескровность метода, проведение в любой день менструального цикла, отсутствие рубцов после заживления, экономичность, безопасность. Недостатками являются: укорочение шейки матки после криотерапии, обильные жидкие выделения при заживлении, незначительная глубина воздействия, возможность рецидивов заболевания, особенно у женщин с нарушением менструального цикла.

В нашей клинике выполняется радиоволновая деструкция патологических образований шейки матки. Процедура проводится амбулаторно, на 4-7 день менструального цикла. После удаления патологически измененной ткани шейки формируется зона поверхностного некроза в пределах здоровых тканей. Это способствует быстрому отторжению струпа и раннему началу заживления. Рубцевания и сужения шейки не наблюдаются. Преимуществами являются: безболезненность, асептичность, бескровность, образование тонкой коагуляционной пленки, препятствующей проникновению инфекции в ткани.