Что такое аденомиоз и какие методы лечения заболевания существуют

У гинекологов нет единого мнения о расшифровке термина «аденомиоз». Некоторые считают его начальной стадией или формой эндометриоза, а другие – отдельным заболеванием.

Это болезнь матки, которая характеризуется чрезмерным прорастанием эндометрия в мышечные волокна. Патология характеризуется четкой локализацией и неспособностью затрагивать другие внутренние органы. В запущенной стадии приводит к нарушению репродуктивной функции.

Причины возникновения

Точный перечень факторов, провоцирующих развитие заболевания до сих пор не известен. Зато врачи смогли выявить определенные закономерности:

• Болезнь проявляется только у рожавших женщин. Спровоцировать ее развитие может инструментальное вмешательство в ходе обследования и чистки стенок матки.
  • Высокая вероятность наследования патологии.
  • Инфекционные агенты или воспалительный процесс могут стать активатором заболевания.
  • Бесконтрольный прием противозачаточных средств на гормональной основе.
  • Длительное пребывание под солнечными лучами, посещение солярия.
  • Эндокринные патологии.
  • Чрезмерные физические нагрузки, малоподвижный образ жизни.
  • Хронический стресс, депрессия.
  • Несбалансированное питание, слабый иммунитет.

Аденомиоз – одно из самых распространенных заболеваний репродуктивной системы. Некоторые врачи верят в эмбриональную теорию его возникновения. В соответствии с ней патология формируется под воздействием аномалий внутриутробного развития. Научных подтверждений эта версия не получила.

Симптомы аденомиоза

Клинические проявления заболевания не специфические. Заподозрить у пациентки наличие патологии помогут следующие признаки:

• Тянущие боли внизу живота. Болевой синдром возникает в период менструального кровотечения, до или после него. Связано это с проникновением клеток эндометрия в мышцы. Скопление крови в миометрии провоцирует ущемление нервов.
  • Тяжелое протекание ПМС. Подобное состояние обусловлено избыточным продуцированием эстрогена и дефицитом прогестерона.
  • Интенсивные кровотечения. Обильная кровопотеря приводит к анемии. Женщина испытывает хроническую усталость, головокружения, тахикардию.
  • Сбои гормонального фона, структурные изменения эндометрия, спайки, патологии репродуктивной функции.

Примерно в 30% заболевание протекает бессимптомно.

В предыдущих разделах статьи детально рассказано, что это такое аденомиоз и эндометриоз матки у женщин, как он проявляется, какие причины, признаки, симптомы и лечение патологии. Под этим термином подразумевается патологическое состояние организма, при котором эндометрий глубоко проникает в ткань мускулатуры матки. Аномалия развивается в репродуктивном возрасте и угасает с наступлением климакса.

Заболевание способно протекать бессимптомно (примерно у 30% пациенток) или с выраженным болевым синдромом. Интенсивная миалгия внизу живота и обильное кровотечение во время менструации не считаются нормой и требуют консультации гинеколога.

В гинекологии выделяют два типа рассматриваемой патологии:

1. Диффузная форма аденомиоза матки, признаки которой: отсутствие четких очагов, но наличие структурных изменений мышечной ткани. Данный вид заболевания диагностируется большинства пациенток. Принято считать, что патологические изменения ткани формируются на фоне гормонального сбоя, а именно: усиленного продуцирования экстрогенов.
  2. Очаговый или узловой – имеются конкретные зоны формирования узлов, визуально заметные на УЗИ. Требуется дифференциальная диагностика с миомой матки.

Стадии патологии

Выделяют несколько этапов развития заболевания.

Аденомиоз 1 степени у женщин, разберем детальнее лечение, признаки и симптомы. Клетки эндометрия прорастают в подслизистый слой стенки репродуктивного органа. При обследовании визуально заметны эндометриоидные проходы синего оттенка. Функционирование матки не нарушено. Начальный этап гинекологической болезни протекает бессимптомно. Диагностируется при проведении кольпоскопии. Не требует специфического лечения. Женщину должно насторожить нарушение менструального цикла. Период между кровотечениями удлиняется, в выделениях появляются сгустки. Это повод для визита к гинекологу.

Аденомиоз 2 степени симптомы: эндометриоидные клетки прорастают вглубь мускулатуры на 50%. Очаги кровоточат. Стенки репродуктивного органа плотные. Рельеф неровный. Матка увеличивается в размерах. Пациентка жалуется на патологические симптомы, игнорировать которые не получается: нарушение менструации, боль в период месячных, снижение уровня гемоглобина, хроническая усталость, бесплодие. Женщина испытывает частые головные боли, вялость, головокружение, может терять сознание. Перечисленные проявления характерны для прогрессирования железодефицитной анемии.

Признаки аденомиоза матки III степени острые и ярко выраженные. Наблюдается стойкое нарушение менструации, обильные кровотечения, болевой синдром при половом акте, увеличенный в размерах живот. Большая кровопотеря приводит к развитию хронической анемии. Женщина быстро устает, снижается работоспособность, появляется тремор конечностей. На этой стадии прорастание эндометрия достигает свыше 50% толщины миометрия. Беременность не наступает или заканчивается выкидышем. Существует риск малигнизации патологических очагов.

Клиника аденомиоза IV степени характеризуется 100% поражением мускулатурного слоя матки патологическими очагами. Стенки органа становятся плотными и ребристыми. Резко снижается сократительная способность миометрия. Зоны поражения появляются в тканях других органов малого таза. При критической степени патологии применяется радикальный метод лечения. Проводится удаление тела матки путем надвлагалищной ампутации или гистерэктомии путем лапароскопии.

На первой стадии выявить данное заболевание достаточно сложно. Предварительный диагноз выносится на основании результатов гинекологического осмотра на кресле и УЗИ. Перед доктором стоит задача задать пациентке правильные вопросы, изучить клиническую картину и провести сравнительную диагностику.

Лечение диффузного аденомиоза матки зависит от тяжести клинической ситуации и подбирается гинекологом индивидуально.

Услуги клиники «Ренессанс»

Терапевтическая гинекология

Оперативная гинекология

Лазерная гинекология

Диагностика аденомиоза

Объективная постановка диагноза невозможна без всестороннего медицинского обследования. Пройти полный чек-ап можно в клинике “Ренессанс”. В перечень исследований входит:

• Гинекологический осмотр, опрос пациентки по поводу жалоб, сбор анамнеза.
  • УЗИ органов малого таза. Врач отмечает увеличение размеров матки.
  • МРТ. Оцениваются такие параметры, как толщина маточных стенок, глубина патологических очагов, определяется форма болезни.
  • Гистероскопия. Проверяется расположение и обширность зон заболевания.
  • Биопсия. Проводится микроскопическое исследование кусочка пораженной плоти.
  • Гистеросальпингография с применением контраста.

Врач составляет индивидуальный список обследований с учетом особенностей организма конкретной женщины.

Лечение аденомиоза

Выбор лечебной методики зависит от стадии и степени тяжести заболевания, возраста пациентки и ее общего состояния. Чаще всего применяется комплексный подход, включающий:

• Медикаментозную терапию. Применяются препараты для коррекции гормонального фона. Их цель – купирование процесса разрастания патологических клеток. Этот метод эффективен только на ранних стадиях болезни.
  • Хирургическое вмешательство. Радикальный способ лечения. Назначается при запущенной форме патологии. Объем манипуляции определяется индивидуально. Наши специалисты проводят органосохраняющие операции лапароскопическим методом.

Профилактика

Специфических профилактических мероприятий для данного заболевания не разработано. Минимизировать риск развития гинекологической патологии позволит соблюдение ряда общих рекомендаций:

• Здоровое и сбалансированное питание.
  • Отказ от пагубных привычек.
  • Своевременное лечение инфекционных и воспалительных болезней репродуктивной системы.
  • Активный образ жизни, соблюдение режима дня.
  • Регулярное прохождение профилактических осмотров у гинеколога.
  • Прием медикаментов только по назначению врача.
  • Соблюдение правил интимной гигиены.

На приеме гинеколог подробно расскажет, как лечить диффузный аденомиоз и какие есть эффективные меры профилактики.

Эндометриоз при беременности

На начальных стадиях заболевание не препятствует зачатию или вынашиванию ребенка. Беременность способствует нормализации гормонального фона и купирует симптоматику патологии. По мере прогрессирования болезни возрастает риск выкидыша или тяжелых родов.

Из-за дефицита прогестерона зародыш не приживается в матке. Повышается ее сократительная способность и возбудимость. Это приводит к отслойке плаценты или преждевременному родоразрешению. Спайки в репродуктивных органах нарушают рост и развитие плода. Возрастает риск рождения ребенка с различными патологиями. Нарушение кровоснабжения матки приводит к фетоплацентарной недостаточности.

Чем раньше будет начата терапия (лечение) диффузного аденомиоза, тем выше у женщины шансов стать в будущем мамой здорового ребенка.

Наши гинекологи

Почему обращаться к нам выгодно

Возможные осложнения болезни

Не стоит игнорировать заболевание и халатно относиться к своему здоровью. При отсутствии адекватного лечения есть риск развития опасных состояний:

• Анемия, кислородное голодание клеток.
  • Утрата репродуктивных функций.
  • Малигнизация патологических тканей эндометрия.
  • Рак шейки матки.

Прогноз зависит от стадии болезни и интенсивности клинических проявлений. При недостаточности лечения заболевание способно привести к удалению матки. Положительным признаком является отсутствие рецидивов в течение пяти лет после завершения терапии. В этом случае врач выносит вердикт о ремиссии.

Своевременное обращение в больницу и регулярное прохождение гинекологического осмотра – самый эффективный способ профилактики патологии. Не стоит игнорировать общее ухудшение самочувствия или появление настораживающей симптоматики. Лучше сразу записаться на прием и консультацию к врачу-гинекологу.

Преимущества лечения в клинике “Ренессанс”

Наши специалисты предоставляют полный перечень диагностических и лечебных услуг. Врачи имеют большой опыт и обширные знания в области диагностики и лечения патологии. Почему стоит записаться на прием в нашу клинику:

• современное оснащение манипуляционных кабинетов и операционных;
  • высокая квалификация хирургов-гинекологов;
  • проведение малоинвазивных органосохраняющих операций.

Записаться на консультацию можно, воспользовавшись формой обратной связи на сайте.

• Панкова Алина Александровна

Врач-акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, гинеколог-хирург