Рубрики

Дисменорея

В переводе с греческого языка дисменорея означает «затрудненное менструальное истечение». Вы можете встретить также термин альгодисменорея, альгоменорея. Но все они означают одно – болезненные менструации.

Частота дисменореи колеблется от 8 до 80 % . Так как не каждая женщина обращается с данной проблемой к врачу, предпочитая терпеть боль во время менструации. Хотя известно, что девочки очень часто пропускают школьные занятия, а молодые женщины становятся временно нетрудоспособны по причине болезненных менструаций.

Различают первичную и вторичную дисменорею.

Дисменорея

При первичной дисменорее не находят каких – либо изменений в половых органах женщины. Она обычно проявляется в подростковом возрасте через 2-3 года от начала менструации. Чаще всего страдают эмоциональные, легко возбудимые, худые и высокие девочки – подростки. До конца не понятно, почему же развивается дисменорея. Большинство ученых связывают развитие дисменореи с повышением уровня определенных веществ (простагландинов), которые способствуют болезненному сокращению матки, сосудов и недостатку кислорода в тканях. Простагландины могут вызывать длительный застой в венах, накопление токсических веществ, которые раздражают нервные окончания и вызывают боль. Боли, как правило, появляются за 12 часов до менструации и редко продолжаются в течение всей менструации. Боли схваткообразные, но могут быть и ноющие, дергающие, отдающие в прямую кишку, мочевой пузырь, нижние конечности. Практически всем известны ощущения «ватных» ног, замирания сердца, непереносимость запахов, чувство «надутого шарика». И только одна мысль тревожит при этом состоянии, скорее бы все закончилось и до следующих менструаций жить спокойно. Но с этим научились справляться! Хотя, если не проводить лечение, то с течением времени боли усиливаются, появляются новые симптомы.

Выделяют:

1. Эмоционально-психические симптомы – раздражительность, отказ от пищи, депрессия, сонливость, бессонница, переедание, непереносимость запахов, извращение вкуса.
  2. Симптомы

3. Вегетативные симптомы – тошнота, икота, познабливание, ощущение жара, потливость, повышение температуры, вздутие живота, частое мочеиспускание.
  4. Вегетативно-сосудистые симптомы – обмороки, головокружение, учащенное сердцебиение, боли в сердце, онемение рук и ног, отеки век, лица.
  5. Обменно-эндокринные симптомы – рвота, резкая слабость, боли в суставах, зуд кожи, отеки.

Лечение первичной дисменореи разностороннее, как правило, включает препараты, подавляющие синтез простагландинов – нестероидные
противовоспалительные средства. Используют гормональные контрацептивы, гестагены, антиоксиданты, спазмолитики. В комплексной терапии широко в нашей клинике применяется курсы физиотерапии, психотерапии. Курс лечения зависит от выраженности болевого симптома и составляет 2- 3 месяца. Результативность высокая.

Вторичная дисменорея является следствием эндометриоза, миомы матки, опухоли яичников, воспалительных заболеваний и спаечного процесса в малом тазу, наличия внутриматочного контрацептива (спирали), аномалии развития половых органов, расширение вен малого таза.

При обращении женщин в нашу клинику с жалобами на болезненные менструации, мы, в первую очередь, исключаем вышеперечисленную патологию для дифференциации первичной и вторичной дисменореи. Вторичная дисменорея встречается чаще у женщин после 30 лет, у которых были роды, аборты, спирали, воспалительные заболевания. Женщины отмечают, что ранее менструации не были болезненными, обильными или длительными.

Первое место в диагностике занимает гинекологический осмотр и проведение ультразвукового исследования органов малого таза. Возможно расширение диагностических процедур до проведения гистероскопии и лапароскопии.

Лечение вторичной дисменореи начинается с устранения ее причины, иногда требующее и оперативного вмешательства (при опухолях матки и придатков, эндометриозе). Применяют гормональные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. При неправильном положении внутриматочной спирали или возникновении воспаления на ее фоне вам предложат провести антибактериальную терапию с последующим удалением спирали. Широко используются физиотерапевтические методы коррекции, фитотерапия, гирудотерапия.

Профилактика вторичной дисменореи заключается в регулярном посещении врача гинеколога для раннего выявления заболеваний и своевременного лечения.