Аменорея. Причины и лечение

Отсутствие менструации у женщин репродуктивного возраста (16-45 лет) в течение 6 месяцев называется аменореей.

Аменорея подразделяется на физиологическую и патологическую, первичную и вторичную.

1. Физиологическая аменорея обусловлена физиологическими периодами жизни женщины: до наступления менструации у девочек, во время беременности, кормления грудью, а также в постменопаузе. В данной ситуации беспокоиться не надо, это естественное состояние организма.
  2. Патологическая аменорея возникает на фоне серьезных заболеваний, иногда даже генетической патологии. Она может возникнуть у женщин с регулярным менструальным циклом (вторичная аменорея) или у девочек-подростков, у которых не было ни одной менструации (первичная аменорея). Данная ситуация веский повод для обращения к гинекологу, так как по мнению ученых у пациенток с аменореей повышен риск онкологических, сердечно-сосудистых, психических и, конечно же, гинекологических заболеваний.

МЫ ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЕМ

Лабиопластика

Интимная пластическая хирургия

Терапевтическая гинекология

Первичная аменорея

Основными причинами развития первичной аменореи являются:

• анатомические – внутриутробное нарушение развития органов мочеполовой системы (отсутствие матки, влагалища, недоразвития части влагалища или шейки матки). При этом у девочки могут быть хорошо выражены вторичные половые признаки (женская фигура, развитая грудь, оволосение подмышек и лобка;
  • генетические – наследственно обусловленные причины (самый распространенный синдром Тернера);
  • поражения ЦНС – за счет врожденных и приобретенных нарушений центральной нервной системы (опухоли и кисты головного мозга, аномалии развития мозговых сосудов, перенесенный туберкулез, сифилис, наркотическая и алкогольная интоксикация, травмы головного мозга – во время родов или нейрохирургических операций). Все перечисленные причины вызывают резкое снижение или повышение выработки гормонов, которые регулируют функцию яичников;
  • тяжелые соматические заболевания – некомпенсированные пороки сердца, почечная или печеночная недостаточность, заболевания крови, тяжелый гипотиреоз, сахарный диабет;
  • неполноценное питание у девочек – голодание, нервная анорексия или булимия. Поэтому часто в погоне за идеальной фигурой можно получить серьезные проблемы;
    чрезмерные физические нагрузки – балет, гимнастика, тяжелая атлетика;
  • эмоционально-психические нарушения – перенесенный стресс, при этом возможно самостоятельное восстановление менструального цикла через несколько месяцев.

помощь гинеколога при аменорее
Доказано, что патологическое течение (длительная угроза прерывания, тяжелый токсикоз 2 половины, преждевременные роды, перенесенные вирусные инфекции) беременности у матери способствует развитию первичной аменореи у девочек.
Понять, почему же аменорея возникла можно уже после консультации у наших гинекологов.

Мы обязательно проводим расчет индекса массы тела, оцениваем степень развития вторичных половых признаков. После гинекологического осмотра, проводится ультразвуковое исследование органов малого таза, для исключения анатомической причины аменореи. Назначается гормональное обследование, уточняется биохимический, генетический профиль. При необходимости проводятся консультации других специалистов.

Лечение

Лечение первичной аменореи зависит от причины ее возникновения. При анатомических проблемах проводятся специальные малотравматичные операции. Девочкам с пониженной массой тела назначается специальная диета, с повышенным содержанием белка и полиненасыщенных жирных кислот, богатая витаминами и микроэлементами, на втором этапе возможно подключение гормональной терапии. Такие девочки ведутся совместно с психологами и психотерапевтами. В каждом случае терапия подбирается индивидуально. Чем раньше девочка обратилась с данной проблемой, тем лучше результаты и меньше риска развития серьезных гинекологических заболеваний – эндометриоз, кисты яичника, бесплодие.

нарушение цикла

Вторичная аменорея

Вторичная аменорея встречается у 10 % женщин, которые ранее имели регулярный менструальный цикл. В результате воздействия различных факторов у женщины внезапно или постепенно прекращаются менструации. В случае внезапного прекращения менструации необходимо исключить наличие беременности. В нашем центре после клинического обследования Вам проведут ультразвуковое исследование матки и определение в крови b-ХГЧ (маркер беременности).

Основными причинами вторичной аменореи по данным нашей клиники являются:

• резкое снижение или прибавка веса (более 20% от исходного), так как происходят гормональные и физиологические неполадки в организме;
  • физическое или нервное переутомление (стрессовые ситуации, связанные с учебой, работой, смертью родных, экологической катастрофой);
  • повышение уровня пролактина (при кормлении грудью, патологическое повышение);
  • преждевременная менопауза (за счет изменения фолликулярного аппарата яичников в результате действия лучевой, химиотерапии, аутоиммунных процессов);
  • синдром поликистозных яичников (сложное многофакторное заболевание, которое характеризуется повышенным оволосением по мужскому типу, нарушением жирового обмена, акне);
  • патология матки (после травматичных родов, выкидышей и абортов, осложненных выскабливанием полости матки и воспалением).

Диагностика вторичной аменореи начинается с выяснения условий и образа жизни, работы пациентки. Обращается внимание на избыточный или недостаточный вес женщины, при этом составляется индивидуальный план коррекции веса диетологом. Обязательно привлекаем на консультацию психолога при выявлении нервно-психических расстройств. Проводится гормональное, биохимическое обследование, ультразвуковое исследование органов малого таза.

НАШИ ГИНЕКОЛОГИ

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЩЕНИЯ К НАМ

КАЧЕСТВЕННАЯ ДИАГНОСТИКА

Лечение

Лечение вторичной аменореи проводится в зависимости от факторов, на фоне которых возникло нарушение.

1. При повышении уровня пролактина применяют препараты, снижающие его, или отменяют лекарственные средства, которые повышают пролактин.
  2. При изменении веса женщине назначается диета, применяются успокаивающие препараты, комплексная витаминотерапия, сеансы психотерапии. Гормональная терапия у данных женщин возможна, но только после восстановления массы тела.
  3. При преждевременной менопаузе назначается заместительная гормональная терапия, необходимая для восстановления менструального цикла, профилактики сердечнососудистых заболеваний, сухости влагалища, развития остеопороза.
  4. При синдроме поликистозных яичников в зависимости от поставленной перед нами задачей врачи нашего центра проводят:
    • гормональную терапию оральными контрацептивами для регуляции менструального цикла, профилактики кровотечений, мастопатии, уменьшения проявлений избытка мужских половых гормонов (акне, избыточный рост волос);
    • снижение массы тела препаратами метформина и восстановление менструации (при нарушении жирового обмена);
    • стимуляцию овуляции при бесплодии.
  5. При маточной форме аменореи проводится гистероскопия с последующими циклами противовоспалительной, гормональной терапии, физиолечение.

Не надо бояться назначения гормональной терапии, но и самостоятельно выбирать или применять их не стоит, так как можно усугубить имеющееся заболевание. Как правило, вторичная аменорея не является неизлечимым заболеванием. Но необходимо отметить, что чем раньше Вы обратились к гинекологу, тем выше шанс на успешное решение данной проблемы.

• Зацепин Михаил Анатольевич

Врач гинеколог-эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК