Что такое бруксизм и из-за чего появляется заболевание

Зубной скрип по ночам как результат спазма челюстных мышц, постоянного сжатия челюстей, их трения друг о друга, очень мешает многим пациентам. Решить проблему бруксизма в любом возрасте помогут в клинике «Ренессанс». Записаться на консультацию и пройти курс терапии можно через сайт re-klinika.ru.

Общие сведения

В детские годы явление встречается почти у половины посетителей стоматологии, особенно в период прорастания зубов, то есть до 7 лет. Среди взрослых бруксизмом страдает примерно 10% пациентов, чаще во время сна. Но если такие симптомы есть и в бодрствовании, то можно уже говорить о диагнозе «бруксомания».

Данное явление объясняется работой жевательных мышцы в парафункциональном режиме. Исправить последствия (повреждение зубов, микротравмы, боли в суставе) можно, если понять причину. Источником проблем могут быть стрессы и нарушения в работе нервной системы.

Причины бруксизма

Комплекс разных факторов может стать основой для появления симптомов скрежета зубов. И этот вопрос относится не только к сфере стоматологии. Есть разные гипотезы возникновения бруксизма в ЛОР-среде, в гастроэнтерологии, современной психологии и неврологии.

Можно назвать несколько предпосылок развития этого отклонения:

• Эмоциональная перегрузка, стресс, аффект, регулярное переутомление и перенапряжение. Это провоцирует сокращения мышц, скрип зубов. В обществе даже считается, что бруксизм сопровождает бизнесменов, которые часто ведут работу в условиях стресса. Нагрузки могут быть сильными, но иногда краткие моменты зубного скрипа бывают и тех, кто хорошо себя чувствует и не нервничает.
  • Неврологические нарушения, проблемы в ЦНС, периферической системе, что провоцирует расстройства двигательного типа. Часто бруксизм соседствует и с другими отклонениями – от храпа и сомнамбулизма до кошмаров, эпилептических обострений, тремора и пр. также причиной могут быть воспаление нервных узлов, токсическое поражение жевательных мускулов.
  • Стоматологическая природа нарушений – отклонения в составе и работе системы челюстей, аномалии прикуса, некорректно выбранные или установленные брекеты, плохое лечение зубов, артрит ВНЧС и другие причины.
  • В остеопатическом отношении может быть блокировка швов черепа, попытка организма возродить утерянный ритм краниосакральных процессов. Это бывает как следствие родовой травмы, при зубных аномалиях, при некорректном протезировании зубов, шейном остеохондрозе.

Стоматологические услуги

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ БРЕКЕТЫ

БРЕКЕТЫ

Есть разные теории, объясняющие появление зубного скрипа. Не все они находят признание в медицине. Бывает также связь с наличием аденоидов и нарушением дыхания, деформацией носовой перегородки, даже наличием гельминтов в кишечнике. Если взрослый или ребенок неправильно питается, постоянно жует резинку, также могут наблюдаться подобные явления.

К этому симптому склонны и люди с болезнью Паркинсона, хореей Гентинготона. В детстве часто бруксизм сопровождает прорезывание зубов, замену молочного ряда. Нередки случаи зубного скрипа после отравления, передозировки никотином, кофеином, успокоительными, а также после травм мозга.

Симптомы бруксизма

Сами по себе периоды кратковременны – примерно 10 секунд. В течение ночного сна могут возникать многократно, зубы щелкают, стучат и скрипят. В силу отсутствия контроля своего состояния человек не знает об этом, сообщить могут только близкие люди – родители ребенка, супруг. Часто во время бруксизма наблюдаются перепады дыхания, изменение пульса.

По утрам может прийти: миалгия, сонливость, головная или челюстная боль. При хроническом протекании развиваются патологии: стирание, сколы и дефекты, деформация коронок, протезов, воспаления периодонта, даже выпадение зубов. Если нагрузка слишком сильна, то могут выпасть пломбы, протезы сломаются.

Также на фоне бруксизма начинается и дисфункция челюстного сустава, жевательные мышцы гипертрофируются. Появляется боль в висках, в нижней челюсти, появляется фибр ротовой полости, гингивит. Под брекетами могут возникать язвы, повреждения, слизистая оболочка травмируется.

Диагностика бруксизма

Жалобы на скрежет зубов часто появляются после замечаний родственников и других свидетелей этого явления. После осмотра ротовой полости врач поставит соответствующий диагноз и выпишет лечение. Для косвенного выявления бруксизма могут применяться чекеры – капы в виде слепка с челюстей. Они показывают уровень окклюзии и деформации. Их можно надевать на ночь, потом сдавать в клинику на анализ: стоматолог оценит степень изменений за счет нагрузки на капу. Будет видно, на какие именно зубы идет сильное давление.

Иногда патология активности челюстной мускулатуры наблюдается при полисомнографии. Но если причины смешанные, требуется визит к разным врачам: неврологу, ЛОРу, остеопату, психологу и пр.

Наши стоматологи

Обратитесь за помощью к нам

Лечение бруксизма

Сегодня применяют разные терапевтические методики для излечения зубного скрипа. Все зависит от уровня сложности ситуации. В детстве этот симптом постепенно проходит к моменту формирования постоянных зубов, то есть к 7 годам. Во взрослом возрасте нужен комплексный подход, прием медикаментов, физиотерапия, работа стоматолога.

Если природа явления – психологическая, то в первую очередь назначается курс психотерапии. Проводятся тренинги по самоконтролю, мышечная релаксация, выписываются лекарства от стресса и напряжения. Стоматолог, ортопед, пародонтолог вносят свой вклад в создание защитной капы, лечение и шлифовку зубов. Назначается ортодонтическая терапия, поврежденные единицы меняются на импланты и пр.

Прогноз и профилактика бруксизма

Обычно любые самостоятельные попытки преодолеть данное явление ни к чему не приводят. Более того, итоги бывают обратными – скрип зубов только усиливается. Поэтому крайне рекомендуется при этой проблеме сходить к стоматологу. В клинике «Ренессанс» посоветуют все актуальные методы для устранения симптомов, проведут комплексную диагностику и подберут наиболее подходящий метод лечения. В итоге пациент избавится успешно и быстро от вредной привычки, сможет устранить и последствия постоянного сжатия челюстей.

В качестве профилактики важно нормализовать состояние на психическом и эмоциональном уровне. Надо также отказаться от ряда вредных привычек, научиться расслабляться, снимать стресс безопасными способами, делать себе массаж. Также стоит заранее пролечить нервную систему и зубные осложнения.

• Яремака Елена Алексеевна

Стоматолог-терапевт