Генитальный герпес - Клиника РЕНЕССАНС.

Возбудителем заболевания является вирус простого герпеса (ВПГ). Из двух типов ВПГ возбудителем герпеса половых органов в основном служит второй тип — ВПГ-2. Этот тип вируса выявляется у 50-70 % женщин, больных герпесом половых органов. Первый тип (ВПГ-1) поражает преимущественно кожу и слизистую оболочку губ, глаз, носа и др. Однако, возможно развитие герпеса половых органов при воздействии ВПГ-1 или в результате смешанной инфекции ВПГ-1 и ВПГ-2. Частота бессимптомного вирусоносительства составляет 7 %.

ПРИЧИНЫ ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА

Основным резервуаром инфекции у мужчин является мочеполовой тракт, у женщин — канал шейки матки. Первичное инфицирование вирусом герпеса 1-го типа, как правило, происходит воздушно-капельным путем. Вторичное инфицирование (суперинфекция) гениталий вирусом герпеса обычно происходит в результате половых контактов. Самый высокий показатель по возрастной заболеваемости зарегистрирован в возрастной группе 20-29 лет, при этом средний возраст заболевания у мужчин — 27 лет, у женщин — 23 года. К факторам риска возникновения герпетической инфекции следует отнести неразборчивость в половых связях, большое число половых партнеров, низкий социальный уровень жизни. Повышенному риску заболевания генитальным герпесом подвергаются подростки, начинающие раннюю половую жизнь.

Характерная черта герпетической инфекции — длительность обитания этого возбудителя в организме (может быть в течение всей жизни) и склонность к рецидивам. Эта особенность связана с продолжительным существованием вируса в слизистых оболочках, а главное — с персистенцией его в нервных ганглиях.

Во время беременности ВПГ-2 может являться одной из причин привычного невынашивания беременности и пороков развития плода.

НАШИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

ОПЕРАТИВНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ

ЛАЗЕРНАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ

СИМПТОМЫ ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА

Заболевания, обусловленные ВПГ-2, нередко протекают бессимптомно. Однако часто клиническая картина бывает выраженной, и признаки заболевания появляются обычно после инкубационного периода в течение 3-7 дней. Местные проявления возникают в области вульвы, влагалища, шейки матки, нередко в уретре и в области промежности. Имеются сообщения о выделении ВПГ из содержимого матки, маточных труб и мочевого пузыря. Наиболее типичная локализация — нижние отделы половой системы (вульва, влагалище и шейка матки).

Характерный признак ВПГ — появление отдельных или множественных везикул на фоне гиперемированной, отечной слизистой оболочки пораженного участка. Величина везикул 2-3 мм, группа их занимает от 0,5 до 2,5 см пораженной поверхности. Эта стадия заболевания непродолжительна (2-3 дня), везикулы в дальнейшем раскрываются, и на их основе образуются язвы неправильной формы. Язвы покрываются желтоватым налетом, заживают в течение 2-4 нед. без образования рубцов. Высыпанию везикул и образованию язв сопутствуют жалобы на зуд, боль, жжение, возникновение которых связывают с изменениями в нервных рецепторах и проводниках болевой чувствительности. Нередко больные жалуются на тяжесть в нижних отделах живота, а также дизурические явления. При выраженных проявлениях заболевания возникают жалобы на недомогание, головную боль, раздражительность, нарушение сна; иногда наблюдаются субфебрилитет и увеличение регионарных лимфатических узлов.

РЕЦИДИВИРУЮЩИЙ ГЕРПЕС

Рецидивы герпеса половых органов наблюдаются у 50-70% женщин после исчезновения первичных проявлений заболевания. Частота рецидивов и продолжительность ремиссий весьма вариабельны — от одного раза в 2-3 года до ежемесячных обострений. При легкой форме хронической герпетической инфекции обострения возникают не чаще 1-3 раз в год, при среднетяжелой — 4-6 раз в год. Тяжелое течение характеризуется ежемесячным обострением заболевания.

Возникновению рецидивов способствуют различные факторы: переохлаждение, половые сношения, стрессовые ситуации, переутомление, возникновение других заболеваний. Например, рецидивы генитального герпеса нередко возникают на фоне гриппа и других респираторных патологических процессов. Симптомы генитального герпеса при рецидивах могут быть выражены менее значительно по сравнению с первичным заболеванием.

ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА

Генитальный герпес передается половым путем, причем источником инфекции могут быть не только больные с клинически выраженными симптомами, но и носители вируса простого герпеса. Бытовой путь передачи инфекции встречается крайне редко.

ДИАГНОСТИКА ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА

Распознаванию герпеса половых органов способствуют анамнез, жалобы и данные объективного исследования. Диагноз облегчается в ранние стадии заболевания при наличии везикул и не осложненных вторичной инфекцией эрозий (их групп), образовавшихся вскоре после разрушения стенок везикул. Диагностика генитальной герпетической инфекции основана на обнаружении ВПГ или его антител в сыворотке крови больной. Cерологические исследования могут оказать помощь в диагностике только в том случае, если есть возможность идентифицировать специфические IgМ и IgG к ВПГ: IgМ появляются через 2 недели после заражения и определяются до 2-х месяцев; IgG вырабатываются с 14-го дня и остаются в организме всю жизнь, в период обострения они многократно возрастают, в периоды ремиссий возвращаются на базовый уровень. Выявление антител не считается точным диагностическим критерием потому, что они могут быть результатом ранее перенесенной экстрагенитальной герпетической инфекции.

Преимущественным является метод обнаружения ВПГ в отделяемом из пораженных органов. Из влагалища и шейки матки материал берут путем поверхностного соскоба, из полости матки — методом аспирации, из уретры — мазок.

Для экспресс-диагностики используют методы флюоресцирующих антител и иммунопероксидазный метод.Пользуются методом выращивания вируса (из соскобов, мазков) на культуре тканей с последующим изучением его свойств. Применяют электронно-микроскопический метод распознавания ВПГ

НАШИ ВРАЧИ-ГИНЕКОЛОГИ

ПОЧЕМУ ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К НАМ

ЛЕЧЕНИЕ ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА

Лечение герпеса половых органов является сложной задачей в связи с недостаточностью средств, оказывающих прямое, специфическое действие на вирус. Лечение затруднено также в связи с возможностью реинфекции. Следует подчеркнуть, что ни один из известных противовирусных препаратов не способен элиминировать вирус из организма. Поэтому лечение генитального герпеса проводится комплексно и направлено на блокаду репродукции вируса при одновременной стимуляции факторов специфической и неспецифической резистентности организма. В каждом конкретном случае выбор лечебного комплекса определяется клинической формой и стадией генитального герпеса, наличием сопутствующих заболеваний, иммунологическим состоянием организма, предшествующим лечением и его эффективностью.

ПРОФИЛАКТИКА

Вакцинотерапия герпетической вакциной (рецидив не менее 2 мес.) проводится только после курса общеукрепляющего и симптоматического лечения. Вакцину вводят внутрикожно на сгибательной поверхности предплечья по 0,3 мл. 1 раз в 3 дня, всего 5 инъекций, затем перерыв 2 недели и еще 5 инъекций по 0,3 мл. 1 раз в 7 дней. В случае появления герпетических высыпаний промежутки между инъекциями увеличить в 2 раза. Через 6 мес. — повторный курс. Всего 4-6 курсов.

• Когтева Елена Викторовна

Врач акушер-гинеколог, Врач ультразвуковой диагностики