Как проводится лечение заболеваний ВНЧС в клинике «Ренессанс» – читайте в статье

При дисфункции сустава нижней челюсти у пациента наблюдается утеря возможности разговаривать (полностью либо частично), нормально жевать пищу. При этом могут возникать болезненные ощущения разного происхождения, а также суставные щелчки, заложенность в ушах, головная боль и другие неприятные симптомы.

Своевременное медицинское вмешательство поможет избежать патологий и убережет от болевых переживаний. Провести качественное лечение ВНЧС можно в клинике «Ренессанс».

Строение и функции височно-нижнечелюстного сустава

Данная часть организма охватывает элементы костного строения и мышечной ткани. ВНС состоит из нижнечелюстной головки, ямки, суставного бугорка (фронтально расположен от ямки) и диска, капсульного элемента, связок. Любые искажения в работе этого сочлененного механизма приводят к болевому синдрому, некорректному соединению челюстей, развитию патологий зубов, прикуса и другим осложнениям.

Причины дисфункции жевательных суставов

Предпосылками в работе ВНЧС могут быть нарушения в структуре зубов. Если меняется их положение, пропадает один или несколько – уже начинается патология. Происходит постепенное снижение мышечной координации, мышцы, ответственные за перемещение челюсти, работают неисправно.

Другие причины:

• Нарушения ритма сердцебиения, гипертония.
  • Невроз, деструктивные психические состояния, нарушения работы ВНС.
  • Неадекватная активность жевательных мышц как следствие сколиоза.
  • Травма в области нижней челюсти как итог несчастного случая.
  • Регулярные или случайные микроскопические травмы в итоге некорректного протезирования.
  • Окклюзия после травмы как последствие сильного пародонтита, неправильное смыкание зубов.
  • Неграмотно проведенная терапия (слишком высокие пломбы и пр.).
  • Поздно проведенное протезирование после утери составных элементов зубного ряда (особенно после потери постоянных зубов «мудрости»).

Как следствие дисфункции мышц, меняется направление смещения при открытии и передвижении нижней челюсти в целом. Это искажает очертания диска и состояние поверхности сустава.

Стоматологические услуги

РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРОНОК

Симптомы и профилактика дисфункции ВНЧС

Как выявить наличие дисфункциональных тенденций до их болевого проявления? Есть ряд признаков, которые помогут это сделать путем простых наблюдений. На ранней стадии могут быть такие симптомы:

1. Отчетливые щелчки при перемещении челюсти, при этом боли нет.
  2. Появление неприятных ощущений в жевательных мышцах.
  3. Рефлекс сжатия челюстного сустава (на фоне стресса, от неудобного протеза).
  4. Мышечный гипертонус.
  5. Ночной бруксизм (привычка скрипеть зубами).
  6. Слишком быстро устают челюсти при простом пережевывании пищи.

На поздних стадиях развития патологии можно заметить:

1. Сложности с пережевыванием твердых видов пищи, так как мышцы болят и устают.
  2. Возникновение триггерных мест в челюсти.
  3. Ткани уплотняются, что чувствуется при пальпировании жевательных областей.
  4. Нижняя челюсть смещается от центра, если открывать рот.
  5. Есть ноющие боли в голове, уши закладывает, что является признаком синдрома Костена.
  6. Рот открывается рывками, неравномерно.
  7. Идет блокировка работы сустава в определенных положениях. Невозможно нормально открыть рот.

Так как пародонт перегружен, этот момент тоже сопровождается дисфункцией челюстного сустава. Все это проявляется болями в ходе жевания в некоторых местах. Нередко причиной проблемы бывает нерационально выполненное протезирование и высокие пломбы, что мешает нормальному прикусу. От перерастяжения связок также возникает дополнительная боль. У пациентов она проявляется по-разному. Из-за слишком разных симптомов часто люди просто не знают, к какому доктору стоит обратиться.

Наши стоматологи

Запишитесь к нашим специалистам

Диагностика

Для выявления уровня патологии и диагностики заболеваний ВНЧС проводится клиническое обследование пациента. В большинстве случаев выявляется сильное нарушение прикуса как последствие зубного смещения.

Анализируется характер недомоганий, выясняются другие заболевания, оценивается общее здоровье пациента. Учитывают особенности осанки, комплекцию тела, даже манеру ходить, психическое состояние.

Доктор проводит осмотр головы и шеи, оценивает пропорциональность формы лица и симметричность положения челюстей, тип прикуса. Оценивается состояние пломб и протезирования, соблюдение физиологических нормативов и уровень отклонений. Делается пальпация, осматривается манера открывания рта, положение челюсти.

Также может проводиться инструментальная диагностика: окклюдограммы (отображение на воске зубов при смыкании на пластине), рентгенография в разных проекциях, МРТ, артротомография, контрастная артрография, ортопантомография.

Если случай особенно тяжелый, выявлены разные патологии, от вывиха ВНЧС при сколиозе до защемления нервных пучков, то приглашается консилиум врачей для комплексного обследования (неврологи, ревматологи, хирурги и пр.).

Лечение

Если своевременно не провести терапевтические мероприятия либо пройти лечебные процедуры в неполном объеме, то боли будут интенсивными, перейдут в хроническую стадию. Осложнения могут привести к остеоартрозу, что крайне нежелательно, так как восстановить работу челюсти в этом случае будет сложно.

На сегодняшний день нет универсальной методики лечения нарушения функций ВНЧС. Есть подходы, которые применяют в зависимости от сложности конкретного случая и его особенностей.

• Консервативная терапия. Снимает острые патологические проявления, боли, восстановит функцию челюсти в полном масштабе.
  • Физиотерапия. Снижает уровень болевых ощущений, для чего делают флюктуоризацию в области смещения сустава – обработку током низкого напряжения. Уже после двух-трех сеансов боль уйдет. Если есть воспаление мускулатуры (миозит), то будут устраняться причины.
  • Амплипульстерапия. Используются модулированные токи, что эффективно при хронических состояниях и развитии болевого синдрома.
  • Фонофорез. Применяется от болей вместе с гидрокортизоном, купирует неприятные ощущения и уменьшает воспаления.
  • Хирургия. Выполняется очаговая хондопластика диска, используется с этой целью часть носового хряща.

Для результативности лечения больной должен находиться под контролем процесса электромиографии, делать миогимнастику. Также могут использоваться ортопедические методики для коррекции неправильной окклюзии: шины, пластинки для накусывания, каппы и пр.

В клинике «Ренессанс» можно пройти курс эффективного лечения дисфункции ВНЧС. Наиболее действенной признана схема, включающая медикаментозную и мануальную терапию, физиотерапию, ортопедию для нормализации прикуса и реставрации зубного ряда.

• Миргородский Евгений Владиславович

Врач-стоматолог-ортопед, врач-гнатолог