Бесплодие у женщин - причины, признаки, симптомы, диагностика и лечение – в статье клиники Ренессанс

Одной из наиболее сложных и актуальных проблем гинекологии до настоящего времени продолжает оставаться проблема бесплодного брака.

Женское бесплодие – неспособность женщины к зачатию в детородном возрасте. Если в течение 1 года при регулярной половой жизни в отсутствии контрацепции не наступает беременность, брак считается бесплодным.

Частота бесплодных бесплодных браков в России составляет порядка 20%, из них на долю женского бесплодия приходится 40-60%. Наиболее распространенной формой женского бесплодия является трубно-перитонеальная, которая встречается у 50-60% женщин, и эндокринная форма – 30-60%. Однако, в последние годы преобладают сочетанные формы бесплодия порядка 30% (из них на долю мужского фактора приходится до 40%) и наружный генитальный эндометриоз до 25%. К сожалению, у 2-5% женщин причину бесплодия установить не удается.

Мы также предлагаем

Терапевтическая гинекология

Оперативная гинекология

Лазерная гинекология

Выделяют первичное бесплодие – отсутствие беременности с начала половой жизни. Вторичное бесплодие – бесплодие при наличии одной или нескольких беременностей (роды, аборты, выкидыши, внематочная беременность). Абсолютное бесплодие – бесплодие при отсутствии внутренних половых органов (врожденное или хирургически удаленные), двусторонняя непроходимость маточных труб.

Причинами женского бесплодия являются:

• Воспалительные заболевания половых органов;
  • Инфекции передающиеся половым путем;
  • Осложнения после абортов;
  • Нарушение функции яичников (отсутствие овуляции);
  • Опухоли половых органов (яичников, матки), эндометриоз;
  • Аномалии развития половых органов;
  • Эндокринные заболевания (патология щитовидной железы, надпочечников, гипофиза);
  • Резкая прибавка или снижение веса;
  • Общие инфекционные и аутоиммунные заболевания;
  • Хронические интоксикации (наркотическая, алкогольная, никотиновая, производственные вредности);
  • Ионизирующее излучение, химиотерапия.

Причины бесплодия

Клиническая картина бесплодия разнообразна и зависит от причины возникновения бесплодия, однако, ведущим симптомом является отсутствие беременности.

Методы диагностики разнообразны и зависят от формы бесплодия, но в любом случае объем исследований, его поэтапность определяет врач гинеколог после обычной консультации и гинекологического осмотра. В процессе диагностики причин бесплодия пациентка неоднократно посещает гинеколога, для уточнения или расширения объема обследования. В нашем центре Вы можете пройти практически все виды обследования, исключая гистероскопию, лапароскопию, рентгенологическое обследование.

Наши гинекологи

Почему вам обязательно стоит обратиться к нам

Обязательный объем обследования включает:

• Лабораторные методы (общий анализ мочи, крови, биохимические, гемостазиологические, гормональные – зависят от дня менструального цикла, иммунологические показатели, определение группы крови и резус — фактора).
  • Обследование на ВИЧ, сифилис, гепатит, гонорею, урогенитальный хламидиоз, трихомониаз, вирус простого герпеса, вирус папилломы человека, цитомегаловирус, микоплазмы, уреаплазмы.
  • Исследование спермограммы мужа, антиспермальных антител позволяет исключить мужской фактор бесплодия.
  • Консультации смежных специалистов (терапевт, эндокринолог, диетолог, хирург, психолог). При необходимости консультация генетика с составлением генетического паспорта семьи.
  • Инструментальные методы – Ультразвуковое обследование органов малого таза, молочных желез, щитовидной железы, надпочечников.
  • Кольпоскопия – осмотр шейки матки в микроскоп.
  • Гистеросальпингография – рентгенологическое исследование позволяет исключить трубно-перитонеальный фактор бесплодия.
  • Гистероскопия входит в программу обследования пациенток с бесплодием при подозрении на внутриматочную патологию (подслизистый рост миоматозных узлов, полипы, гиперплазия эндометрия, синехии) по данным ультразвукового исследования.
  • Лапароскопический метод позволяет оценить состояние матки, яичников, проходимость маточных труб, исключить наружные малые формы эндометриоза. Помимо диагностики одновременно возможно провести и хирургическую коррекцию выявленной патологии. Как правило, лапароскопия является заключительным этапом в диагностической линейке.

факты

Правильно спланированное обследование пациентки (с учетом причины, длительности бесплодия) в нашей клинике занимает, как правило, не более 2 – 3 месяцев с момента обращения.

Методы лечения зависят от формы, длительности бесплодия, возраста женщины, эффективности ранее проведенного лечения. Если в течение 2 лет не наступает беременность на фоне использования современных методов лечения (медикаментозной и эндоскопической терапии), проводят вспомогательные репродуктивные технологии (ЭКО, ИКСИ).

Прогноз также зависит от формы, длительности бесплодия, применения различных методов лечения. Так, при трубно-перитонеальном бесплодии частота наступления беременности 20-65% и зависит от выраженности воспалительного и спаечного процесса в малом тазу, сроков проведения оперативного лечения и своевременной полномасштабной реабилитации, включающей физиотерапевтические методы. При эндокринном бесплодии поэтапное назначение гормональных методов терапии способствует наступлению беременности у 40-70% женщин.

Таким образом, проведение последовательного, индивидуально подобранного для Вас, обследования и лечения бесплодия с использованием новейших методов диагностики и терапии позволит повысить частоту наступления беременности и подарить Вам радость материнства.

• Зацепин Михаил Анатольевич

Врач гинеколог-эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики

Чем раньше обратитесь к врачу, тем легче и быстрее вернёте здоровье!