Что делать, если зубы реагируют на холодное и горячее: почему стало больно, причины острого недомогания и лечение болезненных симптомов

Повышенная чувствительность зубов – довольно распространенная проблема. Многие пациенты приходят на прием к стоматологам клиники «Ренессанс», жалуясь на кратковременную острую зубную боль при употреблении горячего или холодного.

К подобной симптоматике приводит обнажение дентина из-за стирания эмали или опущения десны. Эта мягкая часть зуба пронизана множеством микроскопических канальцев, ведущих к нерву в центре. При контакте с раздражителями нервное окончание провоцирует болевой приступ.

Устройство зуба

Коронка (представляющая внешнюю выступающую часть) покрыта эмалью. Далее идет основной слой дентинной ткани. Каждый зуб также пронизан дентинными канальцами, которые имеют связь с пульпой. Именно поэтому истончение или механическое повреждение эмали приводит к повышению чувствительности.

Что такое гиперестезия

Под данным термином понимают повышенную чувствительность к внешним факторам (температурным перепадам, воздействию химических веществ, касанию). Подобные причины способны провоцировать кратковременные, но острые приступы боли.

Первоначально дискомфорт может быть обусловлен неподходящей температурой пищи. Со временем пациент начинает испытывать болевые ощущения даже от легкого касания языком.

Если структура зуба значительно повреждена, то человек будет ощущать острую боль от любых прикосновений к патологическому участку. Эмаль – самая прочная органическая ткань, надежно защищающая дентин от пагубных явлений. При ее повреждении зуб становится уязвим к внешним факторам.

Врачи-стоматологи различают несколько стадий гиперестезии:

• Болевая реакция на температурное воздействие.
  • Организм реагирует приступом боли на соприкосновение с химическими раздражителями.
  • Зубы болят под влиянием любых внешних факторов: прикосновения, смену температуры, касание зубной щетки во время ежедневной чистки и т.д.

Самостоятельно диагностировать причину развития повышенной чувствительности невозможно. При появлении болезненности и других симптомов следует незамедлительно записаться на прием к врачу.

Стоматологические услуги

ЛЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЗУБОВ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

ЛЕЧЕНИЕ КАРИЕСА

Что может спровоцировать развитие гиперестезии

Повышенная чувствительность может быть вызвана:

• Трещинами в эмали. Нарушение целостности поверхностного слоя зубов открывает доступ внешним раздражителям непосредственно к пульпе.
  • Кариесом. Отдельные очаги деминерализации эмали и разрушение зубных тканей способствуют возникновению полости в дентине. В результате сверхчувствительная пульпа оказывается подвержена негативным факторам. Отсутствие адекватного лечения приводит к пульпиту, периодонтиту и утрате зуба.
  • Эрозией эмалевого слоя. Может быть обусловлена механическим воздействием или развиться по причине метаболических нарушений.
  • Истончением эмалевого слоя. Убыль ткани может быть обусловлена ее повышенной стираемостью. Способствующие этому факторы: потеря зубов, бруксизм, патологический прикус и т.д. Иногда причиной становятся гормональные сбои.
  • Клиновидной патологией. Выражается в возникновении дефекта соответствующей формы в области шейки зуба.
  • Некрозом. Данная проблема, обусловлена отклонениями в функционировании ЦНС, воздействием агрессивных химических веществ (кислот, щелочей).
  • Гипоплазией – необратимая патология, выражающаяся в недоразвитости зубных тканей. Единственный способ лечения – пломбирование или установка коронки.
  • Патологиями пародонта. Воспалительные процессы в прилегающих к зубу тканях. При отсутствии терапии есть риск утраты зуба.

Кроме того, привести к развитию патологического явления способны неаккуратно проведенные стоматологические манипуляции, дефицит минералов и витаминов.

НАШИ СТОМАТОЛОГИ

Запишитесь к нашим специалистам

Как избавиться от гиперестезии

Борьба с патологией должна начинаться с визита к стоматологу. Отсутствие своевременного лечения сопряжено с риском утраты зуба. Для подбора эффективной терапии требуется проведение профессиональной диагностики.

В зависимости от причины, спровоцировавшей развитие заболевания, врач подбирает оптимальный вариант решения проблемы:

• Минерализация – эмаль насыщается полезными веществами (калием, фосфором и т.д.).
  • Фторирование – поверхностный слой покрывается препаратами, содержащими фтор.
  • Герметизация фиссур — доктор закрывает бороздки на жевательной части зуба при помощи специального герметика.
  • Протезирование, винирование, установка коронок.
  • Лечение кариеса путем пломбирования.
  • Терапия пародонтита, радикальное удаление десенного дефекта.

Проще всего поддается коррекции гиперестезия на начальной стадии. В этом случае устранить неприятный симптом можно выполнив минерализацию и фторирование. Запущенные патологии требуют более серьезного лечения. С проблемами любой сложности помогут справиться специалисты клиники «Ренессанс». Стоматолог ответит на все ваши вопросы, проведет осмотр и назначит правильное лечение.

Как избежать возникновения гиперестезии?

Правильная профилактика способна минимизировать риск развития патологических процессов в ротовой полости. В качестве профилактических мер стоматологи рекомендуют:

• Регулярные профилактические врачебные осмотры.
  • Ежедневную чистку зубов подходящими пастами.
  • Отказ от курения и других вредных привычек.
  • Ввод в рацион продуктов, богатых витаминами и минералами.
  • Укрепление иммунитета.

Своевременная диагностика заболевания способна избавить от множества неприятных моментов и дополнительных расходов.

Заключение

Даже если с зубами внешне все в порядке, не стоит забывать о необходимости регулярных стоматологических осмотров. Врачи клиники «Ренессанс» рекомендуют проходить обследование не реже одного раза в полгода. При отсутствии заболеваний можно проводить гигиеническую чистку и другие процедуры для поддержания здоровья полости рта.

• Алехина Светлана Анатольевна

Главный врач, стоматолог-терапевт

Получите ответы на свои вопросы!